К содержанию
c 8:00 до 20:00 (мск)
Назад
Лебединое озеро (балет под руководством В.Гордеева)
0+
Татгосфилармония им. Г. Тукая, г. Казань

Лебединое озеро (балет под руководством В.Гордеева)

26 Ноября, Вс 18:00
Мероприятие уже прошло.
Описание

ПРЕСС-РЕЛИЗ

П.И. Чайковский

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
балет в 2-х действиях
Либретто – Б. Бегичев, В. Гельцер
Хореография – Л. Иванов, М. Петипа, А. Горский, В. Гордеев
Возобновление спектакля – заслуженная артистка России Е. Аксенова
Художник-постановщик – И. Нежный
Художник по костюмам – Т. Тулубьева

История постановок знаменитого балета полна неожиданных перипетий. «Лебединое озеро» прочно занимает позицию главного и священного русского балета. Без него невозможно представить репертуара российского театра.
«Лебединое озеро» впервые было представлено публике в Москве.
Мировая премьера состоялась в 1877 году. Мы не наем, как выглядело самое первое «Лебединое озеро» чеха Вацлава Резингера. Сменивший его на посту главного балетмейстера Большого театра Йозеф Хансен тут же сделал свою версию «Лебединого озера». Спектакль оказался долгожителем: он продержался на сцене десять лет, выдержав 60 представлений.
Но к подлинной жизни «Лебединое озеро», как часто случается в театре пробудила безвременный уход Чайковского. В память о композиторе его первый балет было решено поставить в Санкт-Петербурге с участием лучших сил русского балета. Хореографами спектакля стали Мариус Петипа и Лев Иванов. Дирижировал Риккардо Дриго, главную партию исполняла итальянская звезда Пьерина Леньяни.
Именно Иванов и Петипа увидели в «Лебедином озере» нечто большее, чем казенную сказку, которыми был наводнен репертуар Императорских театров. Несмотря на вечное противостояние с публикой и прессой, это были мастера, поднявшие профессиональный уровень хореографии и поставившие свое искусство с веком наравне. Их «Лебединое озеро», которое появилось в середине 1890-х было создано классическими средствами, но созвучно главным темам модернизма – теме подлинности и мнимости, темной стороны прекрасного, преодоления искушений и верности мечте.
После Иванова и Петипа, не избежавших своей доли замечаний, как от почитателей Чайковского, так и от блюстителей балетных канонов, инициатива более глубокого прочтения «Лебединого озера» перешла к москвичам. Правда, принес ее в Большой театр петербуржец – ученик Петипа Александр Горский. В Москву, назначение в которую тогда обычно рассматривали как провинциальную ссылку, он сбежал сам, чтобы подальше от учителя получить право на эксперимент. Как раз благодаря четвертьвековой деятельности Горского Большой театр вернул себе самостоятельное художественное лицо. В то время, когда русский балет массово устремился под знамена Дягилева в Париж и Лондон, Горский проводил в Москве невероятные эксперименты, сближавшие его поиски с деятельностью молодого и энергичного Художественного театра. В самом начале своего пути, в 1901 году, хореограф воспроизвел в Большом театре спектакль Иванова и Петипа, который сохранялся в репертуаре 18 лети был показан 116 раз. Однако поворотным в судьбе «Лебединого озера» было решение Горского привлечь к сотрудничеству в качестве режиссера спектакля Владимира Немировича-Данченко, который помог ему превратить балет в хореодраму. Эта версия выдержала всего пять представлений, но, обогнав время, положила начало новому направления в балете, которое восторжествовало в середине ХХ века.
А.Горский, отказавшись от наиболее радикальных приемов, создал новую редакцию спектакля, долго и успешно жившую в Большом театре.

Следы постановки Горского можно и сегодня найти в петербургской версии «Лебединого озера». Эта же постановка стала основой для легендарной постановки Асафа Мессерера и Евгении Долинской. На московской сцене эта версия продержалась до 1975 года. В ней блистали Марина Семенова и Галина Уланова, Майя Плисецкая и Раиса Стручкова, а также танцевали приглашенные западные балерины, среди которых была англичанка Берилл Грей.
Однако подлинным рекордсменом оказался Юрий Григорович – его «Лебединое озеро» идет с 1969 года. Вторая, «лебединая», картина в нем сохранилась в хореографии Льва иванова, па де труа первой картины и танец Больших лебедей – дань уважения мастерству Горского, но в старинном балете хореограф нашел новые темы. Для него главным героем драмы стала не заколдованная в лебедя девушка, а принц. Именно в душе Зигфрида, который является воплощением рыцарской доблести, происходит битва добра и зла, светлого и темного начала, символом которого является Злой гений. Эта постановка неоднократно отредактированная самим Григоровичем, когда-то стала новым словом в балете. Теперь она признана классической.


ПЕРВЫХ ОДЕТТ-ОДИЛЛИЙ БЫЛО ДВЕ

Первой Одеттой-Одиллией вошла в историю Полина Карпакова. Однако постановщик предназначал партию московской звезде Анне Собещанской. Вот что пишет об этом историк балета Юрий Бахрушин: «Отказ Собещанской был вызван тем, что композитор не написал для нее в 3-м акте ни одного танцевального номера. В связи с этим Собещанская поехала в Петербург и попросила Петипа поставить специально для нее соло на музыку Минкуса в 3-м акте «Лебединого озера». «…» В конце концов, недоразумение было улажено: Чайковский согласился написать свою музыку для номера, такт в такт совпадающую с музыкой Минкуса. Собещанской настолько понравилась эта музыка, что она уговорила композитора сочинить для нее еще и вариацию». Так в партитуре появилось знаменитое «черное» па де де. Но вопрос был урегулирован лишь к четвертому спектаклю, а первые три достались Карпаковой. Наследница большой московской балетной династии, ученица знаменитого итальянца-виртуоза Карло Блазиса, она не блистала трюками, но отличалась красотой, мягкостью и женственностью. Музыкальный портрет Карпаковой тоже сохранился в «Лебедином озере» - для этой балерины Чайковский написал Русский танец.



«ЗА «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» Я ВЗЯЛСЯ РАДИ ДЕНЕГ»


В то время, когда Чайковский принял предложение Дирекции Императорских театров сочинить «Лебединое озеро», подобную работу никто не счел бы почетной. Ни Бах, ни Гайдн, ни Шопен не писали балетов. «Я взялся за этот руд отчасти ради денег, в которых нуждался», - признавался Чайковский Римскому-Корсакову. За плечами композитора уже была одна, неудачная, попытка написать для Большого театра балет – «Сандрильона». Еще раньше он сочинил для детей балет «Озеро лебедей», сюжет которого не имел ничего общего с его будущим шедевром. Чайковского вдохновляли партитуры «Жизели» Адана и «Сильвия» Делиба. Но только его обращение к балетному театру открыло новые возможности этого жанра, вершинами которого позже суждено будет стать «Спящей красавице» и «Щелкунчику».


ЛЕБЕДЬ, МЕНЯЮЩИЙ ОБЛИЧЬЯ

«Лебединое озеро» неоднократно провоцировало новые редакции
Так, в 1966 году датчанин Эрик Брун поставил спектакль, в котором Принц Зигфрид стал жертвой эдипова комплекса. Позже эту тему развил мастер балетного авангарда Матс Эк. Кристофер Гейбл в Nothern Ballet Theatre превратил Ротбарта в фашистского диктатора. А самым экстравагантным стал «мужской» спектакль Мэтью Боурна, в котором главный герой сбегает ночами в Гайд-парк, где встречается с Лебедем, оборачивающимся мужчиной.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Акт первый

Картина 1-я
Принц Зигфрид в кругу друзей празднует свое совершеннолетие. Их развлекает шут. Начинаются танцы.
Оставшись один, Зигфрид грустит и мечтает. Но вот появляются друзья принца и приглашают его поохотиться на лебедей.

Картина 2-я
Ночь на берегу озера. По водной глади плывут лебеди. Это девушки, превращенные колдовством злого Ротбарта в белых птиц. Лишь по ночам возвращает он лебедям человеческий облик
Появляется Зигфрид. Внезапно взгляд его привлекает лебедь с короной на голове. Затаив дыхание, Зигфрид следит за тем, как царственная птица превращается в красивую девушку. Это Одетта – королева лебедей. Зигфрид очарован ее красотой. Одетта рассказывает принцу о тяготеющем над ними заклятием: только глубокая и преданная любовь может принести девушкам избавление от злых чар волшебника Ротбарта.
На берегу колдовского озера Зигфрид клянется Одетте в любви и верности.

Акт второй
Картина 3-я
Бал в замке Владетельной принцессы. Здесь, на балу Зигфрид должен выбрать себе невесту, но его сердце принадлежит только Одетте.
Внезапно появляется переодетый в костюм рыцаря Ротбарт, с ним его дочь Одиллия, поражающая принца сходством с Одеттой. Принимая Одиллию за Одетту, Зигфрид готов назвать ее своей невестой.
Ротбарт требует, чтобы Зигфрид поклялся в верности Одиллии. Принц не задумываясь приносит клятву. Появляется видение Одетты. Только теперь Зигфрид понимает, что был обманут Ротбартом.

Картина 4-я
Ночь. На берегу озера – печально поникшие девушки-лебеди. Они знают о невольном предательстве принца.
Обезумевший от горя Зигфрид умоляет Одетту простить его, уверяет ее в силе и неизменности своего чувства.
Зигфрид вступает в единоборство с волшебником. Он борется за свою любовь, за счастье. И побеждает. Злые чары развеяны, чародей более не властен творить зло.
Восходящее солнце озаряет Зигфрида и спасенную им Одетту.


Действующие лица

Одетта и Одилия
Принц Зигфрид
Злой волшебник Ротбарт
Шут
Владетельная принцесса
Наставник принца
Па де труа
Четверка лебедей
Тройка лебедей
Невесты
Испанский танец
Мазурка
Неаполитанский танец
Девушки-лебеди, придворные, гости на балу, герольды

Казань, улица Павлюхина, 73