К содержанию
c 8:00 до 20:00 (мск)
Назад
Сююмбике
12+
Театр оперы и балета, г. Казань

Сююмбике

12 Октября, Пн 18:00
Мероприятие уже прошло.
Описание

Опера в 2 действиях
Музыка РЕЗЕДЫ АХИЯРОВОЙ Либретто РЕНАТА ХАРИСА Дирижер-постановщик – РЕНАТ САЛАВАТОВ Режиссер постановщик – ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВ (Санкт-Петербург) Художник-постановщик – ВИКТОР ГЕРАСИМЕНКО (Москва) Художник по костюмам – ВИКТОРИЯ ХАРХАЛУП (Москва) Балетмейстер – ДАВИД АВДЫШ (Москва) ПОСТАНОВКА 2018 ГОДА
Действующие лица: Утямыш - хан Казани Сююмбике - регентша, мать Утямыша Иван Васильевич IV (Грозный) - царь Московский Шах-Али (Шигалей) - Касимовский хан Кошчак - начальник дворцовой стражи, возлюбленный Сююмбике Бибарс - мурза, глава правительства Анаcтасия - царица, жена Ивана Грозного Князь Петр Серебряный Чичаны, придворные поэты-певцы Няня Утямыша Бояре, мурзы, стражники События происходят в 1551-1552 гг. в Казани (I акт), Москве (II акт) и Касимове (III акт.) Краткое содержание
Действие первое. Казань. Картина первая Июль 1551 года. Заседание дивана (Совета) в ханском дворце. На троне малолетний хан Утямыш, возле него мать - регентша Сююмбике. Глава правительства Бибарс-мурза докладывает о том, что Москва грозит ханству войной. Недалеко от Казани, на реке Свияге, Москва возводит крепость, откуда надо ждать нападения. Казань не в состоянии противостоять: войска ослаблены, поражение неизбежно. В правительстве нет единодушия, сторонники войны и мира вступают в перепалку. Одни призывают воевать, другие – за союз с Москвой. Сююмбике распускает заседание Совета. Она в смятении, не знает, что предпринять. «Врата небес! Что ж вы не открываетесь! Что ж не протянете мне руку помощи? Почему, о Боже, в тяжкий час, мне ты не укажешь верный путь?» - вопрошает Сююмбике. Единственный человек, который может поддержать царицу – это Кошчак. После смерти мужа он своей любовью и лаской скрасил её горькое вдовство. Появляется Кошчак. Он намерен немедленно отправиться в Крым, чтобы с помощью союзников противостоять московскому нашествию. Сююмбике не хочет его отпускать. В столь трудный час он оставляет её одну! Кошчак же уверен, что только так может помочь любимой отстоять трон Казани. И покидает её… Сююмбике в отчаянии взывает к небесным силам, моля указать ей верный путь. Вбегает Утямыш в сопровождении няни. За ними следует Бибарс. Мурза рассчитывает склонить Сююмбике к выполнению условия – ради спасения Родины она вместе с малолетним ханом должна покинуть Казань и уехать в Москву, иначе война неминуема, и народ захлебнётся в крови. Не видя исхода, Сююмбике вынуждена согласиться. Картина вторая Август 1551 года. Народ Казани пришёл на проводы Сююмбике. Казанцы по-разному воспринимают её отъезд. Многие не понимают, для чего она это делает. Одни, любя свою царицу, в слезах просят её не оставлять их. Другие верят, что она выходит замуж за русского царя Ивана и осуждают её за это. Третьи настроены решительно и требуют силой удержать ханбику в Казани. Сююмбике, обращаясь к народу со словами прощания, объясняет, что едет в Москву со святой целью - защитить страну праведным словом. Они с сыном будут тосковать по любимому городу. Хан Утямыш, прощаясь, обещает вернуться: «Я еду только в гости. До свидания!». Действие второе. Москва. Картина третья Сентябрь 1551 года. Московский Кремль. Иван Грозный и его придворные развлекаются в ожидании Сююмбике. Даже появление царицы Анастасии не прерывает разгульного веселья, которым заправляет князь Серебряный. Грозный интересуется, настолько ли красива ханбика, если князь вернулся из Казани «полонённым» ею. Царедворец заверяет Грозного, что Сююмбике и красива, и, по слухам, умна, как царица Савская. Разговор переходит в шутливое русло. Иван уверяет князя, что татарки недоступны, и только расстелив зеркальный пол, как это сделал мудрый царь Соломон, можно разглядеть их «достоинства». Придворные лихо подхватывают эту шутку своего повелителя. Царица Анастасия возмущена грубостью и горячо заступается за честь женщины как матери, сестры и жены. После ухода Анастасии Иван Грозный внушает окружающим, что женщины – слабые, никчемные существа, достойные презрения: «не ей прощать, не ей судить». В целом надо руководствоваться политикой устрашения «любого» без исключения, считает он. Появляются Сююмбике и Утямыш. Царь встречает их притворной лаской, как гостеприимный хозяин дорогих гостей, заверяя в своей дружбе. Сююмбике хочет услышать от царя, сдержит ли он своё обещание после того, как онаисполнила его волю. Грозный уклончиво отвечает: «Ханбика, верь: минует нас беда, всё пройдет». И тут же следом преподносит Сююмбике обещанный «подарок». Вводят человека с мешком на голове. Это Кошчак. Его отряд был перехвачен на переправе стражниками Ивана Грозного. Так Кошчак оказался в плену. Царь лицемерно предлагает Сююмбике выйти замуж за Кошчака, чтобы спасти его. Сююмбике, понимая невозможность этого альянса, безмерно страдает. «Не принимаю твой подарок! Не хочу быть игрушкой в твоих руках!» - говорит она Грозному, обрекая тем самым любимого на мучительную смерть. Картина четвертая Покои Сююмбике в Московском Кремле. Утямыш радостно сообщает матери, что знает русские слова. Приходит царица Анастасия и с тоской наблюдает за матерью и сыном. Она говорит Сююмбике, что счастлива мать, имеющая ребёнка: «Убудут все радости на свете, а эта не покинет тебя! Дитя – это солнце!». Анастасия делится с казанской царицей своими горестями, Сююмбике рассказывает ей о своей непростой судьбе. Приходит Иван Грозный, следом появляется князь Серебряный. Грозный распоряжается, чтобы Утямыш отправлялся учить русский язык, он будет воспитываться в Москве и со временем получит в удел русский город. Князь силой отрывает ребёнка от матери, он с плачем цепляется за её подол. Если Сююмбике хочет оставить Утямыша с собой, она должна выйти замуж за любимца Москвы Шах-Али (Шигалей), который станет ханом Казани. Сююмбике с возмущением отвергает предложение Грозного: ей ненавистен предатель Шах-Али, трижды изгнанный из Казани. Царь непреклонен. Если Сююмбике не пойдет за Шигалея, пусть остаётся в Москве, а Утямыша сейчас же заберут монахи. Сююмбике в смятении. Анастасия умоляет государя: «Пожалей ты эту женщину!». Ответ Грозного суров: «Женщину я пожалею, но ханбику – никогда! Утямыша – к монахам! Сююмбике – к Шигалею!». Третье действие. Касимов. Картина пятая Город Касимов. Во дворце хана идёт подготовка к свадьбе. Шах-Али сидит на троне. Два чичана начинают состязание в восхвалении хана. Чичаны поочередно воспевают достоинства хана: Шах-Али – гордость и краса Касимовского ханства, он храбрый полководец, благородный и щедрый правитель, беспощаден к врагам, нежен в речах… Входит Сююмбике. Чичаны поют здравицу в её честь. Шах-Али доволен пением, оно растопило лёд в его душе. Шах-Али убеждает Сююмбике, что её приезд в Касимов выгоден для них обоих. Это поможет исправить отношения Казани с Москвой, а сам он сможет осчастливить жену, вернув дарованное ей господом. «Разве трон может осчастливить?» – спрашивает Сююмбике. Она и на этот раз оказалась замужем за троном, хотя всю жизнь мечтала лишь о любящем и любимом муже. Шах-Али с жаром обещает, что завоюет и поставит Казань на колени, а Сююмбике вновь станет прекрасным украшением трона Казани. Сююмбике просит не напоминать ей о любимом городе. Начинает восхваление свадебного пиршества: «Свадьба Шах-Али, свадьба Сююмбике! Яства будут сладкими, приём будет ласковым! Свадьба, свадьба!». Сююмбике пускается в неистовую пляску. Шах-Али окриком останавливает Сююмбике: «Прекрати! Цари не танцуют сами! Цари заставляют танцевать мир!»… Но Сююмбике продолжает танец – свой последний танец… Картина шестая Видения Сююмбике. Страшная реальность ушла. «Врата небес» на мгновение открылись, подарив страдающей женщине встречу с сыном… Не сон ли это? Сююмбике вновь одна. Какая невыносимая тоска терзает сердце, не давая покоя! Приходит Шах-Али. Он ездил в Москву и привез Сююмбике в подарок от царицы Анастасии узорчатый платок. С дорогим для неё подарком в руках Сююмбике изливает горечь израненной души: «Манят в небо облака, Анастасия! День придет, моя душа без печалей и забот к милым полетит, спеша, пускай летит! Скорей в полет, в полет!». Шах-Али обещал привезти Утямыша, но не сдержал слова. Он ждет от неё «дела» – когда Сююмбике, наконец, начнёт исполнять супружеский долг. Шах-Али признаётся, что всю жизнь грезил о красавице Сююмбике, всю жизнь стремился к ней, но всегда опаздывал… Разъяренный деспот совершает насилие над беззащитной женщиной. Но этого ему мало, и Шах-Али со злорадством сообщает ей, что сын уже забыл её, он теперь Александр Сафагиреевич, ему нравится Москва, «он на Казань твою плюёт!». Сююмбике проклинает Шах-Али. Она молит господа внять её мольбам. В больном воображении Сююмбике встают видения трагических событий её жизни. Внезапно кошмар прекращается… Господь услышал несчастную: «врата небес» открылись, приняв страдалицу в свои объятья.

Казань