Сегодня познакомимся с новыми приёмами
Развития: Мотивная работа, секвенция, вариационность.
Слушаем: И.С. Бах. Прелюдия № 4 D-dur
* Но мелодия ведёт себя несколько иначе. Начальный
мотив напоминает зерно или ядро, из которого неторопливо
и непрерывно развёртывается мелодия. И возникает
ощущение «Бесконечной мелодии».
* Бах любит «петь» не одним голосом, а многими
сразу. И такое многоголосие иначе называется полифонией
А ещё такую мелодию
называют контрастной, или это контрапункт: переводится
«точка против точки», означает соединение нескольких
разных мелодий.
Есть ещё один приём развития в полифонической
музыке, который усиливает активность беседы голосов –
имитация.
* Это беседы – переклички в голосах, повторение
одного голоса другим. На этом приёме построены все
инвенции и фуги Баха. Инвенция – «выдумка».
у И.С. Баха одна очень забавная фуга – «Фуга
в подражание рожку почтальона» из «Каприччио на отъезд
возлюбленного брата». Послушайте её. Запомним тему,
простучим ритмический рисунок темы, а затем поиграем
в игру.
Фуга – «бег».
Слушаем: И.С. Бах. «Фуга в подражание рожку
почтальона» из «Каприччио на отъезд возлюбленного брата».
. Тот же самый приём присутствует и в инвенции
Слушаем: И.С. Бах. Двухголосная инвенция h-moll.
Заглянем в сборник Маленьких прелюдий И.С. Баха,
послушаем Прелюдию № 3 d-moll из цикла «Шесть
маленьких прелюдий». Найдём имитацию, секвенцию,
контрапункт, а может быть, услышите и кульминацию.
? Что такое кульминация?
Слушаем: И.С. Бах Прелюдия № 3 d-moll.
Назад

12+
Детская музыкальная школа №15, ул. Габишева, д.15, г.
Казань
Лекция "Приёмы развития в полифонической музыке: имитация, контрапункт"
19 Февраля,
Ср 15:00
Мероприятие уже прошло.
Описание
Казань